Любовь к просмотру качественного кино – это круглогодичное состояние, и оно, как всегда, достигает пика по завершению года. За последние двенадцать месяцев широкий спектр звездных предложений показал, что они изобилуют величием в самых разнообразных жанрах. Это был насыщенный год, отмеченный превосходными драмами, комедиями, триллерами и документальными фильмами от известных авторов и многообещающих новичков. Их работы предполагают, что, будь то на большом экране или при помощи потоковой передачи данных, будущее медиа находится в отличных руках. Тем не менее, сейчас важно настоящее, и с этой целью мы подобрали для вас Топ лучших фильмов 2018 года.
15. Киноработник
В 1975 году Леон Виталий великолепно сыграл роль лорда Буллингдона в пьесе Стэнли Кубрика «Барри Линдон». После этого выступления, однако, он решил стать правой рукой своего режиссера. Актер помогал и поддерживал великого кинематографиста вплоть до его кончины, случившейся в 1999 году.
✰ ✰ ✰
Киноработник – выдающийся документальный фильм Тони Зьерры о Виталии — человеке, который уничтожил свои собственные приоритеты и личность, чтобы стать тем, кем его работодатель требовал. Он исполнял обязанности тренера, контролера сценариев, требовательного техника и менеджера по рекламе. Фильм Зьерры посвящен изучению навязчивой преданности и уничижения собственных принципов. Он демонстрирует круглосуточную трудность помощи перфекционисту Кубрику и урон, который такая занятость нанесла здоровью Виталия и отношениям с его семьей.
Теперь ученик, оставшийся без мастера, демонстрирует целеустремленность вкупе с безумным экстримом. Он показывает, что может быть интригующим художником и имеет право на признание его заслуг за работы, вышедшие в 2001 году: «Космическая одиссея» и «Сияющий автор». Однако ожидаемого триумфа он не получил.
14. Баллада о Бастере Скраггсе
«Баллада о Бастере Скраггсе» — это антология рассказов о Западе американских писателей Джоэла и Этана Коэнов. Фильм снят в классическом жанре вестернов, но, тем не менее, он пронизан острым аналитическим взглядом. В него включены шесть повестей Коэнов, пропитанных иронией и фатализмом, и в каждом из этих увлекательных выпусков можно найти много юмора и пессимизма.
✰ ✰ ✰
Здесь и Джеймс Франко с его отчаянными попытками ограбить отдаленный банк прерий, и золотоискатель Том Уэйтс, и шоумен Лиам Нисон, пытающийся зарабатывать на жизнь безруким и безногим артистом, и одинокая женщина Зоя Казань, стремящаяся изо всех сил выжить в вагоне поезда. Путешествуя по равнинам, герои попадают в нелепые и порой мрачные ситуации, постоянно сталкиваясь друг с другом неожиданным и поразительным способом. Главный герой картины – Бастер Скраггс – вызывает у кинозрителя одновременно и уважение, и критику, поскольку является классическим архетипом мифов о Западе, которые, как следствие, он помог породить.
13. 24 кадра
Прежде чем скончаться в 2016 году в возрасте 76 лет, иранский мастер Аббас Киаростами завершил работу над своим последним фильмом. Он выполнен в жанре экспериментального документального кино и служит меланхоличной медитацией на оживающие изображения и смертность.
✰ ✰ ✰
Оригинальный и впечатляющий фильм «24 кадра» по праву занимает 13 место нашего Топ лучших фильмов 2018 года. Он включает в себя двадцать четыре сцены, каждая из которых содержит фотографию, снятую лично Киаростами (за исключением первого снимка картины Питера Брейгеля 1565 года «Охотники на снегу»). Благодаря хитрым цифровым эффектам, изображения постепенно оживают: животные начинают бегать, облака – лететь, а дымоходы – дымиться. Задержавшись на каждом из этих объектов, когда они начинают двигаться, режиссер помещает зрителей в трансоподобное состояние. Хотя никаких откровенных комментариев не предлагается, повторение объектов, фигур и ритмов вскоре начинают передавать основную концепцию этой картины — одиночество, сострадание и неумолимое движение вперед, что, в конце концов, и раскрывает ее суть. Она звучит как трогательный трактат о человеческом фундаментальном непостоянстве.
12. Магазинный вор
Этот фильм снят талантливым японским автором Хирокадзу Коре-Эда. В нем повествуется об импровизированной японской семье, которая ворует, чтобы выжить. Живя в доме своей бабушки, пара решает взять на себя воспитание маленькой девочки, которой пренебрегают ее собственные родители. Точная реальность обстоятельств и состава этого клана долгое время окутана тайной. Тем не менее, намеки, представленные на этом пути, предполагают, что их связь была сформирована не столько биологией, сколько общими страданиями и любовью друг к другу.
✰ ✰ ✰
Режиссер искусно и реалистично показывает сложности семейных уз, которые полностью соответствуют исследованиям природы семьи. В то же время изображение ежедневных беспорядков, блаженства и печали этих людей (как во время потрясающего крупного плана в конце фильма) пронизано подавляющим состраданием к их сложному положению.
11. Частная война
Этот фильм повествует о тернистом пути реального военного корреспондента Мари Колвин (Розамунда Пайк), погибшей во время осады Хомса в Сирии в 2012 году. Основная сюжетная линия фильма – жестокая решимость главной героини, повлекшая за собой ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство или, как его еще называют, «вьетнамский синдром»).
✰ ✰ ✰
В этой захватывающей драме режиссер Мэтью Хейнеман («Картель Земля», «Город призраков») рассказывает о знаменитой карьере Колвин, чьи бесстрашные экспедиции в глобальные горячие точки, дабы запечатлеть человеческое лицо войны, нанесли огромный урон ее психике. Храбрость, нестабильность и упрямое желание заставить людей заботиться о мировых ужасах так же, как она, вызывают беспорядочные противоречия в жизни героини. Она начинает воспринимать проблемы политики как глубоко личные, что влечет за собой глубокие душевные переживания. В эпоху, когда средства массовой информации подвергаются все большей атаке, этот фильм являет собой бодрый и своевременный портрет журналистского мужества и жертвы.
10. Дорога грома
«Дорога грома» начинается с десятиминутной сцены одиночного дубля с таким ужасным юмором и мучительным пафосом, что это граничное чудо, и фильму удается соответствовать заявленной высокой планке. И это действительно так, поскольку главная особенность режиссера и сценариста Джима Каммингса – ловко ориентироваться на нелегкой трагикомической территории, населенной ее главным героем, техасским полицейским Джимом Арно.
✰ ✰ ✰
Потрясенный смертью матери, надвигающимся разводом со своей бывшей женой (Джоселин ДеБоер) и холодным обращением дочери-четвероклассницы (Кендал Фарр), Джим начинает терять себя дома и на работе. Главному герою предстоит нелегкий путь выхода из кризиса, в чем ему помогает добросердечный партнер по работе (Никан Робинсон). Опытно откалиброванный сюжет Каммингса перемещается между душевными страданиями и абсурдностью, предоставляя зрителю неукрашенный снимок сердитого, неуравновешенного, но добродушного человека, убитого горем. Это фильм о том, каково это чувствовать, как твой мир рушится, и задача его сделать так, чтобы и ты, и твоя семья стали целыми снова.
9. Восьмой класс
Мир подростков жесток, и «Восьмой класс» Бо Бернхэма запечатлевает его сложные взлеты и падения с забавным и трогательным реализмом. Элси Фишер – тринадцатилетняя девочка, чье ежедневное существование на пороге окончания средней школы определяется социальными сетями, ссорами с отцом, который является ее единственным родителем (Джош Гамильтон), а также социальной тревогой и остракизмом.
✰ ✰ ✰
Сюжет Бернхэма изобилует особыми подробностями, которые любой, кто живет с кем-то в этом возрасте, признает откровенно точными. Еще более убедительным является описание роли социальных сетей в процессе самоопределения детей. Также в фильме рассказывается о неловком и часто неприятном первом опыте девочек, связанном с романтикой и сексом, а также неуверенности, создаваемой давлением со стороны сверстников, которая существенно усложняет взросление (и отношения с родителями). Этот фильм, не приукрашенный до такой степени, что иногда откровенно дискомфортен, все же признает, насколько сложно понять, кто вы, и находит надежду в знании того, что этот процесс продолжится еще долгое время после того, как вы закончите школу.
8. Зама
Спустя десять лет после выхода «Безголовой женщины» аргентинский режиссер Лукреция Мартель представляет новый месмерический проект: Замаадаптацию романа Антонио ди Бенедетто 1956 года об испанском чиновнике 18-го века Доне Диего де Заме (Даниэль Хименес Качо), застрявшем в форпосте реки Парагвай, из которого он не может сбежать.
✰ ✰ ✰
Встревоженный экзистенциальным сомнением и отчаянием, Зама переходит к более простым действиям: заигрывает с благородной женщиной (Лола Дуэньяс) и тщетно умоляет позволить ему вернуться домой, чтобы увидеть жену и детей. Последняя весело и демонстративно игнорирует его, что подчеркивается окружающим антуражем (например, когда лама врезается в кадр позади Замы). Изящно обрамленные образы кинематографиста Руи Посаса и захватывающий звуковой дизайн Гвидо Беренблюма придают нереальную красоту серии бюрократических и личных столкновений, подчеркивающих чистилищное состояние главного героя, а также предвзятую динамику власти, которая служит основой этого общества. Финал, в котором Зама начинает действовать, превращает фильм в кошмар путаницы, отчуждения и тщетности.
7. Первая реформа
Прошло сорок два года с тех пор, как Пол Шредер снял свою первую потрясающую картину «Таксист», а с «Первой реформой» этот одаренный писатель и режиссер во второй раз подтверждает величие своего таланта.
✰ ✰ ✰
Религиозная драма Шредера зациклена на преподобном Толлере (Этан Хоук), проживающем в северной части штата Нью-Йорк, чье продолжающееся неверие в бога ускоряется встречей с активистом-экологом, охваченным безнадежностью и гневом. Отношения Толлера с женой этого человека (Аманда Сейфрид), а также с лидером местной мегакратории (Седрик Энтертейнер) составляют основу этого строго аскетического, а иногда и экспрессионистского фильма. Формально изысканный, потрясающе выступающий перед публикой, Толлер не может подавить надвигающуюся темноту внутри. Основная концепция фильма – духовные метания, вызванные как растущими страданиями героя на протяжении фильма, так и его кульминационной двусмысленностью.
6. Тебя никогда здесь не было
«Тебя никогда здесь не было» по праву занимает 6 место нашего Топ лучших фильмов 2018 года. В этой потрясающей драме шотландского режиссера Линн Рамсей («Крысолов», «Нам нужно поговорить о Кевине») повествуется о психически травмированном ветеринаре (Хоакин Феникс), который пытается спасти маленькую дочь сенатора от детской проституции.
✰ ✰ ✰
Концепция фильма построена не сколько на простых острых ощущениях, сколько на проницательной психологической напряженности, удерживающей зрителя в течение всей картины. В этом подземном поиске много кровопролития, но отношение Рамсей к насилию не является чем-то вроде эксплуатации; ее фильм звучит скорее как плач о непоправимом вреде психики, связанный с жестоким обращением в детстве, который продолжается еще долго после того, как подростковый возраст уступил место взрослой жизни. Напоминающий «Таксиста» и заряженный магнитным воплощением мужского страдания и скорби, это душераздирающий портрет неустойчивого человека, который пытается достичь утешения посредством своих внутренних демонов.
5. Холодная война
«Холодная война» — это послевоенная драма польского режиссера Павла Павликовского, чья восхитительная черно-белая кинематография и лирически косой стиль напоминают созданную им ранее «Иду». В фильме рассказывается о чувствах двух совершенно разных людей, раздираемых пылкой страстью, которые сходятся и расходятся, но все же остаются вместе.
✰ ✰ ✰
В конце 1940-х годов этномузыколог и начинающий молодой певец Виктор (Томаш Кот) прослушивает в польских деревнях исполнителей народных песен. Он замечает юную и перспективную Зулу (Джоанна Кулиг), и нанимает ее стать членом своей труппы. Между парой вспыхивает роман, и за последующее десятилетие они осознают, что не могут жить друг без друга, несмотря на политические и личные разногласия. Последующий полет Виктора в Париж в качестве джазового музыканта не делает ничего, что могло бы притупить их любовь, и Павликовский показывает их уникальную связь посредством живописных образов и душевных переживаний. Это дело сложной волатильности, когда Кот и Кулиг демонстрируют харизму старой школы, которая усиливает обаятельное очарование их игры.
4. Наездник
«Наездник» — американский фильм о Диком Западе, поставленный режиссёром Хлоей Чжао. Это потрясающая правдоподобная драма о молодой звезде родео, столкнувшейся с неопределенным будущим после падения с лошади и получившим при этом сильную травму головы.
✰ ✰ ✰
Чжао объединяет факты и беллетристику для ее второстепенной работы за кадром, поскольку ее история основана, в частности, на жизни актера Брэди Жандро (здесь его снимают вместе с родственниками и знакомыми в его родной Южной Дакоте). Огромное стремление к жизни придает силу пограничному существованию главного героя, как и его спокойный магнетизм. Фильм красиво оживлен хитрой эстетикой режиссера, которая уравновешивает крупные планы и панорамные снимки одиноких фигур на фоне обширных сельских пейзажей (или как в последнем шторме). Также сильную эмоцию вызывает сцена, в которой Жандро тренирует жеребцов. Она очень реалистично передает тактильное чувство общения между человеком и животным, а также душевные метания, происходящие при этом внутри молодого наездника.
3. Любовь после любви
На третьем месте нашего Топ лучших фильмов 2018 года находится дебют сценариста-режиссера Рассела Харбо «Любовь после любви». Это тип зрелой драмы для взрослых, редко выпускаемый мейнстримным американским кинематографом, который пускает нас в заросли колючих эмоций.
✰ ✰ ✰
После смерти своего мужа Сюзанна (Энди МакДауэлл) стремится начать все сначала, как и ее сын Николас (Крис О’Дауд), хотя, в случае с последним, все это выглядит смешно и порой нелепо. Их параллельные усилия, направленные на поиск пути продвижения вперед (романтически или иным образом), разворачиваются с переломанной грацией и красотой, приправленные вызывающим композиционным обрамлением и соблазнительным редакционным дизайном. Осложнения постепенно накапливаются друг на друге, и в финале происходит взрывная развязка. Режиссер очень реалистично показал, как пронзительная МакДауэлл и сырой О’Дауд глубоко и трогательно копаются во внутренних беспорядках своих персонажей.
2. Аннигиляция
Аннигиляция – это лучший научно-фантастический фильм за последние годы, ошеломляющее путешествие в непостижимое сердце тьмы, в котором режиссер-сценарист Алекс Гарленд во всем великолепии показал величие этого жанра.
✰ ✰ ✰
Отчаявшись понять, что случилось с ее мужем-солдатом (Оскар Иссак) во время его последней миссии, биолог-цитолог (Натали Портман) решается вместе с четырьмя друзьями (Дженнифер Джейсон Ли, Тесса Томпсон, Джина Родригес, Тыва Новотны) посетить загадочную и быстро растущую горячую зону, известную как «Мерцание».
Далее следует тревожный и галлюцинаторный рассказ о разрушении и трансформации, разделении и репликации – динамике, которую Гарленд позиционирует как фундаментальные строительные блоки каждого аспекта существования и которая полностью выходит на первый план во время кульминации такого сюрреалистического безумия как рождение и смерть, что это должно быть замечено, чтобы верить. Это история о бесконечных циклах синтеза и мутации природы, сочетающая в себе элементы многочисленных предшественников («»Апокалипсис Сегодня», «Космическая Одиссея», «Сталкер», «Вещь»), но являющаяся чем-то совершенно уникальным и пугающим.
1. Мэнди
Первое место нашего Топ лучших фильмов 2018 года принадлежит детищу канадского режиссера Паноса Косматоса – боевику ужасов «Мэнди». Это психосексуальная галлюцинаторная сага о гриндхаусе из хеви-метала из ваших фантасмагорических снов, полночный фильм о мифическом безумии.
✰ ✰ ✰
В картине повествуется о лесном человеке по имени Рэд (Николас Кейдж), чью жену Мэнди (Андреа Рисерборо) взяли в заложники в их уединенном лесном доме оккультисты во главе с безумным гуру Иеремией Санд (Линус Роуч). Когда эта ситуация заканчивается катаклизмом, Рэд начинает буйствовать, жестоко и по-хулигански, поскольку Косматос создает мягкую атмосферу пульсирующего ЛСД-разжигания гибели и мрака, которая окутывает его главного героя, когда он спускается в еще более развращенную местность.
Пытки, беспредел и темные сверхъестественные изверги влияют на эту оргиастическую массу, которая включает в себя (среди многих эйфорически безумных зрелищ): закуривание сигареты главным героем от пылающей обезглавленной головы, пьяного урода в ванной и величайший бой с бензопилой, сравнимый с «Техасской резней бензопилой-2» 1986 года. Парящая в воздухе словно готический призрак, Мэнди предстает перед зрителем как очаровательный объект желания, ведомый черной магией. Маниакальная клетка растворяется в фантастической, часто молчаливой свирепости, которая достигает кульминации в триумфальной улыбке, предназначенной, как и сам фильм, преследовать вас в кошмарах.